Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Система работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников

Система работы

классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников

Что мы Родиной зовём? 
Дом, где мы с тобой живём, 
И берёзки, вдоль которых 
Рядом с мамой мы идём… 
В. Степанов

              Родина…Слово, состоящее всего лишь из 6 букв, но как оно необъятно в своём значении. Для младших школьников оно синонимично словам мама, семья, родной дом, улица. Дети любят всё родное с первого момента своей жизни, следовательно, любят свою Отчизну, не называя это громким словом патриотизм. Оно им пока незнакомо.  

             Впервые, встречаясь с детьми и  родителями  будущих первоклассников, я испытываю неподложный к ним интерес. Меня, как будущего их учителя, волнует вопрос: какие отношения сложились в той или иной семье? Всё начинается с семьи. Любовь к Родине закладывается в ней. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому в практике работы по гражданско-патриотическому воспитанию неразделима связь классного руководителя и семьи. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

                 Свою работу я начинаю со знакомства с учащимися и с их семьями. Совместно с родителями составляю социальный паспорт семьи, провожу анкетирование родителей с целью выяснить  уровень образованности родителей, их жизненные интересы, степень значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям предлагаются анкеты: «Я и мой ребенок», «Досуг ребенка в семье», «Что такое Родина», «Мы - граждане России», «Увлечения Вашей семьи». Анализ результатов диагностики показал наличие таких фактов, как обеспокоенность некоторых родителей больше о материальном достатке, нежели о морально-нравственной стороне воспитания, недостаточная эмоциональная связь поколений, снижение интереса родителей к успехам своих детей в учёбе . Исходя из полученных результатов, мной определены цели и задачи предстоящей воспитательной  работы, приоритетные направления, которые нашли своё отражение в программе воспитывающей деятельности «Я познаю мир». В её содержании нашли место такие направления как «Моя родина Россия», «Я, моя семья, мои друзья» и др.

     Отбор содержания работы по гражданско-патриотическому  воспитанию детей проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей школьников, психологических особенностей.

      Взаимодействие классного руководителя и родителей ведется в целостной системе и   заключается в просветительской работе среди родителей по гражданско-патриотическому воспитанию, создании среды по совместному общению взрослых и детей, вовлечению родителей в организацию  и проведение воспитательных мероприятий. Проводимые родительские собрания имеют своей целью воспитание достойного гражданина, поэтому имеют место быть такие как «Семейные традиции и их значение в жизни ребенка», «Мир начинается дома», «Зодчие семьи. О родных и близких с любовью», «Наши традиции» и др. Мои воспитанники участвуют в традиционных гимназических делах и праздниках, отмечая в своём календаре памятные даты: День народного единства, День освобождения г. Ливны от немецко - фашистских захватчиков, День памяти А. Губанова, День защитника Отечества, День Победы. Младшие школьники участвуют в выставках рисунков, конкурсах чтецов, олимпиадах школьного, всероссийского уровня, тем самым прославляя свою семью, свою малую родину.

         В связи с введением Федерального государственного  образовательного стандарта появилась дополнительная возможность в оптимизации процесса патриотического воспитания подрастающего поколения. Одной из таких возможностей является организация  внеурочной деятельности. Так, в 1 классе мной была адаптирована и практически реализована программа «Следопыты родного края». В рамках работы данного кружка совместно с родителями были посещены памятные места нашего города и района, что само по себе является одним из путей воспитания любви к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу.

    Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Мои воспитанники являются частыми гостями  музеев: школьного, Ливенского краеведческого, этнографического музея Липовецкой школы.

Невозможно воспитывать детей без формирования интереса к русским традициям и промыслам, поэтому мои дети посещают  занятия в кружке по этнографии, где  с увлечением лепят, рисуют, конструируют народные игрушки.

           Одним из неотъемлемых путей развития полноценной гармонически развивающейся личности  является участие моих ребят в проектной деятельности. Примерами проектов гражданско-патриотической направленности могут служить такие как «Моя мама», «Мой родной край», «Великая Отечественная война в жизни моей семьи». Работа над ними затронула души детей, заставила задуматься о ценности жизни, родной земле.  

         Воспитание подрастающего поколения неразрывно связано с учебно-методическими комплектами, по которым проходят обучение дети. Их выбор – не случаен. Тщательный анализ содержания,  наполнение учебников, предлагаемые методы и приёмы работы – всё значимо. Поэтому мой выбор – УМК «Планета знаний».

           Учебники УМК «Планета знаний» расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Их материал обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

          Таким образом,  я могу с уверенностью сказать, что выстроенная система работы классного руководителя позволяет воспитывать настоящих граждан своей страны, патриотов, гордящихся своей  родиной и стремящихся преумножить достижения российского народа.

Чурилова О.И.

Категория: Мои статьи | Добавил: Olya (08.11.2014)
Просмотров: 2502 | Теги: проектная деятельность, УМК Планета знаний, статья, гражданско-патриотическое воспитани, ФГОС НОО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar